«Жизнь цветов», — именно так переводится «икебана» с японского языка. Это древнее японское искусство аранжировки букетов имеет свою, уходящую в глубь веков, философию. «Жизнь продолжается в срезанных цветах, только в другой форме», — учит икебана. Причудливые растения в необыкновенных сосудах, — ими можно любоваться бесконечно.
Существующее более 1000лет в Японии искусство составления цветочных композиций считалось сугубо мужским занятием, лишь около 300лет назад к нему приобщились и женщины.
К четырём основным видам икебаны: рикка, сека, морибана и нагэире относительно недавно присоединился новый пятый вид— дзиюка. В отличие от классической японской аранжировки с использованием всего трёх символических линий, создаваемых абсолютно идентичными по высоте и углу наклона, стеблями цветов, в современной аранжировке, — дзюика, нет каких-либо строгих правил.
Стиль свободного выражения композиции, — дзюика не признаёт ограничений по форме и внешнему виду используемого в нём материала.
Важнейшим элементом при составлении композиции является подчёркивание в цветах, ветках, стеблях, мелких плодах, ягодах и даже в таких материалах, как нержавеющая сталь, железо или алюминий, естественной красоты, форм, а главное, линий.
Прямая композиционная линия создаёт у зрителя ощущение лёгкости и лаконичности. Изогнутая — передаёт очертание форм, движение и энергию, скрытые в букете.
Мелкие элементы аранжировки, собранные воедино, придают ощущение цветовой насыщенности и объёма.
При составлении композиции в стиле дзюика особое внимание уделяется форме и расцветке вазы. Именно она определяет форму всей композиции икебаны.
Правильно составленные композиции икебаны хранят в себе глубокий символический смысл. Зная символику цветов и деревьев, умея читать сложный язык икебаны, можно передать в уникальных композициях свои чувства и настроения.
Московская школа икебаны, первая в России, была создана в 1968году. Именно в ней выросло первое поколение российских флористов.