Каннелюра, канелюра, ложок — вертикальный желобок, украшающий поверхности колонн, пилястров, отдельных элементов интерьера помещения или небольших произведений декоративно-прикладного искусства. Каннелюры в архитектуре обычно выглядят как система «канальцев» (в лат. языке известны слова canna — труба и cannelure — борозда), расположенных строго параллельно друг другу, обычно в вертикальном направлении. Между выемками могут располагаться короткие промежутки, называемые ремешками. В случае с колонной традиционной круглой формы, количество ремешков равняется числу каннелюр.
Известно, что каннелированные колонны и полуколонны существовали уже в Древнем Египте приблизительно в конце 3-го — начале 2-го тыс. до н. э., где количество продольных желобков варьировало от 8 до 16. Впоследствии они проникли в архитектуру античных цивилизаций и закрепились в классических ордерах: ионическом, дорическом, коринфском. Число каннелюр на колоннах дорического ордера не превышает 20-ти, ионический ордер не может иметь более 24-х «канальцев».
Каннелюры широко использовались в Европе при возведении сооружений эпохи Раннего Среднековья: оригинальным примером служат колонны Даремского кафедрального собора в Великобритании, где выемки были ориентированы диагонально, что противоречит классическому способу каннелирования, идущему от произведений древнегреческих и древнеримских архитекторов. Археологами установлено, что узоры, аналогичные каннелюрным, наносились на изделия из керамики, например, сосуды (Древняя Греция). В наше время некоторые образцы мебели, исполненные в классическом стиле, могут иметь каннелированные ножки.
В конце XIX начале XX вв. каннелюры активно использовались российскими и западноевропейскими архитекторами при возведении зданий в стиле модерн. Так, известный в то время венгерский мастер, бывший одним из ведущих представителей модерна в Западной Европе — архитектор Отто Вагнер — применял неглубокие каннелюры для членения поверхностей стен и полуколонн. Нижние концы вагнеровских каннелюр обычно обрываются, создавая треугольник, обращенный вниз. Эта находка вскоре получила большое распространение в творениях петербургских архитекторов-модернистов.
Иногда канавки каннелированной поверхности заполняются небольшими выпуклыми капельками: в этом случае используется понятие витого орнамента — изящного украшения для домов и особняков.