Неф(от французского nef, от латыни navis — корабль) — вытянутое помещение, доля интерьера, ограниченное с одной или с двух продольных сторон рядом каких-либо колонн или столбов, которые отделяют его от соседних нефов.
Деление любого интерьера на нефы рядом стоящих опор возникло еще в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре с целого ряда параллельных нефов складывались интерьеры гражданских зданий — базилик. А вот начиная уже с IV столетия тип базилики был полностью заимствован для христианских храмов, и в это время неф становится распространённым самым элементом христианской архитектуры. На нефы начинает делиться как внутреннее пространство храмов, которые получили очень широкое распространение в Средние века именно в Западной Европе, так и интерьеры очень многих крестово-купольных храмов, которые появились и получили широкое распространение в архитектуре Византии и восточных христианских стран.
В раннехристианских храмах на то время было 3 — 5 нефов (как правило, их всегда было нечетное число), основной неф был всегда значительно шире и выше. В самой верхней части его стен делались специальные освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоскими деревянными потолками. А вот в Средние века нефы романских, а также готических соборов стали перекрываться определенными каменными сводами. Средний неф сооружался, как правило, выше, но были церкви с нефами совершенно одинакового размера. Их интерьеры называют зальными, подобные здания не являются, строго говоря, так называемыми базиликами, но так же состоят со значительного ряда нефов.
Кроме продольных нефов, они бывают поперечные — трансепты. В раннехристианских базиликах такой трансепт заканчивал здание собственно со стороны алтаря. Позже в базиликах трансепт передвинулся ближе к середине строения, образовав с центральным нефом красивый крест. Средокрестие храмов увенчивалось башней или специальным куполом.
В крестово-купольных храмах поперечные и продольные нефы могут быть совершенно одинаковой длины, образуя ровный крест. В некоторых центральных храмах нефы могут быть слабо выраженными, что не позволяет применять данный термин для изображения интерьера крестово-купольного храма.
Нефы также могут применяться и в светских сооружениях, к примеру в виде трехнефного зала постановлено помещение библиотеки монастыря Сан Марко, что в Флоренции (1431—1441гг.).