Неоклассицизм — направление в искусстве, центральной идеей которого является возвращение к традициям античной и ренессансной (европейской) культуры. Термин «неоклассицизм» употребляется специалистами в различных смыслах, в зависимости от принадлежности авторов к той или иной искусствоведческой школе. В России и Германии неоклассицизм обозначает преимущественно архитектурный (ретроспективный) стиль, достигший наибольшего развития в конце XIX — начале XX вв. Во Франции под неоклассицизмом подразумевают стиль 2-ой половины XVIII в. (стиль Людовика XVI), пришедший на смену французскому классицизму XVII в.
Архитектурный неоклассицизм в России формировался во многом как «противовес» изживавшему себя модерну, как своеобразный «ответ» на эстетическую потребность человека в строгом ритме, величественной гармонии классики. Крупнейшим центром развития неоклассической архитектуры в нашей стране стал Санкт-Петербург («петербургское возрождение»). Ретроспективисты Петербурга в своем творчестве опирались на достижения русского классицизма и ампира, в меньшей мере — барокко. Среди наиболее известных лидеров нового течения можно назвать архитектора И. А. Фомина, впоследствии внесшего значительный вклад в развитие советской архитектуры. А. Е. Белогруд, М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович, В. А. Щуко возглавили идейную группу по «реставрации» и активному воплощению архитектурных решений итальянского Ренессанса. Важную роль в становлении и развитии русского неоклассицизма также сыграли Р. Ф. Мельцер, Ф. И. Лидваль, С. С. Кричинский, В. А. Покровский и другие. Своей главной задачей петербургские неоклассики видели утверждение стилевой и ансамблевой целостности города, в соответствии с лучшими традициями классического искусства.
Помимо архитектуры, неоклассицизм проявил себя и в других формах искусства: живописи, музыке, литературе (в особенности — поэзии). Особое место отводится проявлениям неоклассического стиля в дизайне помещений. К основным его признакам относятся: четкая, симметричная структура пространства; сдержанный, тщательно сбалансированный декор, лишенный «громоздкого украшательства»; простые, чистые линии и сдержанная геометрия. Наряду с этими особенностями стиля, неоклассицизм стремится избавиться от жесткой привязанности к классическим канонам, непротиворечиво сочетать в современном интерьере красоту классики и эффектность высоких технологий. Данные идеи успешно реализуются в проектах лучших модельеров Европы на примерах дизайна общественных пространств (заведения сферы обслуживания, рабочие офисы), домов и особняков бизнес-персон, зданий административных учреждений (посольства) др. архитектурных объектов.