Пассаж — это помещение, в котором располагаются магазины или офисные помещения, чаще, со стеклянными витринами, в несколько ярусов, по сторонам от длинного широкого прохода.
Этот тип общественного комплекса свое начало положил во второй половине 18 века. Его появлению служило множество факторов. Во-первых, в это время торговля, как явление, начала набирать немыслимые обороты, а во-вторых, в 18 веке на первое место, при строительстве общественных помещений, стала выходить, их связь с общим архитектурно-строительным ансамблем города, а так же эстетические и функциональные характеристики. Кроме того пассаж позволял вести точный и грамотный контроль над процессом ввоза-вывоза товара и сбора пошлин с купцов, так как все торговые палатки сосредотачивалась в одном месте.
Первые пассажи появились в городах Европы, в частности Англии, Бельгии, Франции, Германии и Италии. В России же, первые здания такого типа, как это ни странно, появились не в городах. И самый первый пассаж был «зарегистрирован» на Коренной ярмарке, под Курском. Основой планировки этого «торгового павильона» служила структура привычного всем гостиного двора, для которого была характерна форма прямоугольника. Три его стороны были предназначены для пассажных линий, а четвертая была выполнена в виде двухэтажных торговых рядов с открытыми витринами.
После построения здания для Коренной ярмарки, была грандиозная работа над созданием Макарьевского пассажа. Торговая линия этого здания протянулась на 850 метров! И во время строения этого помещения, архитектор объединил торговые ряды с пассажем, тем самым заложив новый принцип — объединение пассажа с другими видами помещений. Первым, же столичным пассажем стало здание Галицынской галереи, после которой, строительство помещений такого типа стало очень популярным и повсеместным.
Так же следует сказать, почему именно пассаж занял такую высокую позицию популярности среди других видов торговых помещений. Во-первых, комплексность подхода и комфорт для посетителей, несомненно, стали главным фактором популярности. А во-вторых, экономия времени на покупки и эстетически приятный внешний вид сделали свое дело.
В последнее время в странах Европы стали появляться принципиально новые взгляды на строительство пассажей. На первом месте у этих зданий — высокое качество архитектуры и оригинальный стиль. Но все исполнение «новых» пассажей не говорит больше о роскоши и шике, а скорее о функциональности и учете всех требований для комфортных условий, предъявляемых для современной торговли.