Рококо — художественный стиль во Франции 2-й четверти — середины XVIII в. Для него характерны извивающиеся, вычурные линии, его основным декоративным мотивом стала форма раковины.
Рококо, так же как и барокко, называют стилем королей, однако в отличие от барокко, этот стиль был не только придворным искусством. Несмотря на то, что оба эти стиля перенасыщены пышным декором, для барокко характерна напряженность и контрастность, в то время, как в характере рококо имеют место грациозность, расслабленность, легковесность. Стиль рококо практически не нашел своего отражения в архитектурном экстерьере зданий, но получил полноценное выражение в камерном стиле дворцовых интерьеров, аристократических гостиных и будуаров. Центром формирования этого стиля стали салоны частных домов, в которых хозяйки создают аристократический образ жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это искусство призвано обеспечить праздник, напоминающий маскарад, который соответствует светской жизни главных фавориток короля — маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. В основе этого стиля лежат женские капризы, декор и обстановка будуаров, насыщенность произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, манеры и новые требования этикета.
В эпоху рококо вместо возвышенного, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко, возникает другой идеал, весьма пикантный, вполне телесный и игривый. Темой художников становится флирт, нежность и некоторая легкая фривольность, отражающие сиюминутность жизни. Возникает эстетика всего неуловимого, мимолетного, капризного, давшего начало жанру «каприз», более легкому и ироничному, чем барочного «каприччо»
Название стиля рококо связано с понятием «рокайль», что в переводе с французского — осколки камней, раковины. В качестве украшений парков в это время входят в моду гроты, своеобразные павильоны, оформленные под естественные пещеры, интерьер которых был стилизован под морскую тематику и украшен атрибутами морского бога Посейдона, в виде каменной кладки стен и потолка, раковин, водорослей. Форма раковины становится постепенно основным мотивом стиля рококо, который стал называться «рокайль».
Известная во времена Ренессанса и барокко, раковина, как форма декоративного элемента, существенно изменилась, и стала трактоваться в виде затейливого завитка с двойным s-образным изгибом. Это изменило и значение слова «рокайль», ставшего обозначением всего причудливого, вычурного, беспокойного, извивающегося, давшего начало новому стилю — рококо.
Рококо является стилем формальным, в его основе лежит не что сделано художником, а как он это сделал.
Основным элементом оформления интерьера становится рокайль в орнаментах. Кроме него используются растительные мотивы, которые переплетаются с рокайлем. Появляются женские головки, как бы вырастающие из цветка, изображения нимф и фавнов. Высочайшего уровня достигает отделка предметов, используется резьба, позолота, фарфор, мозаика, лаковая живопись.
Рококо — стиль не монументальный, практически не затронувший крупные архитектурные формы, но оказавший значительное влияние на развитие искусства интерьера. И хоть он не имел никаких предпосылок для долгого существования, его влияние на культуру и все европейское искусство может сравниться только с готикой, в каждой европейской стране стиль рококо имел свои особенности.