Романский стиль — стиль искусства, доминировавший в западноевропейской культуре в период с конца Раннего до середины Высокого (классического) Средневековья (X-XII, X-XIII вв.), наиболее полно раскрывший себя в архитектуре.
По мнению большинства специалистов, понятие «романский стиль» недостаточно объективно отражает само культурное явление, и своим широким распространением обязано тривиальной исторической случайности. Термин появился в первой половине XIX века, и был призван отразить факт преемственности между древнеримским и романским архитектурными стилями. Известно, однако, что эта генетическая связь не объясняет наиболее существенных сторон романского стиля.
Романский стиль получил выражение в различных формах творчества, как правило, сопряженных: архитектуре, скульптуре, живописи (преимущественно монументальной), графике (книжные миниатюры), различных декоративно-прикладных видах искусства (чеканка, литье, резьба по кости, художественное ткачество и ковроделие, ювелирное искусство, эмальерное дело). Однако действительно мощное звучание романское искусство приобрело благодаря шедеврам средневековых архитекторов и военных инженеров.
На формирование романского стиля и его архитектуры в значительной степени повлияли социальные и экономические факторы феодального общества. Характерной чертой романского искусства является стремление к «утилитаризму», выраженное, например, в конструкции храмов и монастырей (утолщенные стены и декоративная скудость, сближавшие их со средневековой цитаделью). В монументальной живописи и прикладном искусстве решающую роль играли библейские мотивы. Также сюжетами романского искусства могли стать отдельные элементы языческого наследия европейских народов — флористические и териологические темы.
Многообразие дошедших до нас сооружений романского стиля можно отнести к двум категориям: религиозные и стратегические военно-оборонительные (нередко выполнявшие также хозяйственные и административные функции). В первой группе следует выделить различные церковные здания, включающие: храмы и соборы, монастыри и монастырские комплексы, аббатства. Так, в их число входят: церковь Святого Петра и Святого Павла (монастырь Клюни), церковь Сен-Мадлен, аббатство Мон Сен Мишель д’Эгиль, собор Борисе, соборы Вормса и Майнца, Пизанский собор и др. Вторая группа образуется различными дворцами, замками и их отдельными, дошедшими до наших дней, фрагментами (например, донжонами, центральными башнями), крепостями. Здесь следует указать замок Гайар на Сене, замки-дворцы городов Сент-Антонен и Оксерре, город-крепость Каркассон, башни замков Сан-Джиминьяно и пр. Большинство крупных и наиболее прославленных памятников романского зодчества сосредоточено во Франции, Германии, Италии и Англии; некоторые известные объекты расположены в Скандинавии, на территории Восточной Европы (Венгрии, Польши, Чехословакии) и на Ближнем Востоке, где они были возведены в эпоху крестовых походов (Сирия, Палестина).
Романский стиль стал первой в истории Средних веков системой искусства, почти полностью подчинившей своему влиянию культурное пространство Европы.